ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2014 г. Деятельность по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности подлежит обязательному документированию. Документация может быть: обосновывающая; разрешительная; организационно-распорядительная; плановая; договорная; отчѐтная; внутренняя документация административного управления. Обосновывающая документация включает в себя: проекты нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, материалы оценки воздействия на окружающую среду объектов капитального строительства и другую аналогичную документацию. Разрешительная документация в области охраны окружающей среды и экологической безопасности оформляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и включает: лицензии на отдельные виды деятельности, осуществляемые предприятием; договоры и решения на водопользование; разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, лимиты на размещение отходов; заключения; сертификаты соответствия на топливо, сырьѐ, оборудование и т. п. или другие аналогичные документы. Организационно-распорядительная документация оформляется для установления ответственности, прав и обязанностей, принятия и реализации мероприятий, изменений во внутренней нормативной документации должностными лицами в пределах их компетенции и может включать приказы, распоряжения, служебные записки и т. п. Плановая документация оформляется в форме отдельных документов, определяющих, как правило, содержание экологических программ и программ производственного экологического контроля. Договорная документация, под которой подразумеваются договоры, технические задания на выполнение работ, акты выполненных работ, оформляется на производство работ, поставки продукции и оказание услуг, поставку программных продуктов в области охраны окружающей среды и т. п. Отчѐтная документация включает различные зарегистрированные данные, в том числе: результаты производственного контроля; записи результатов предпринятых действий по выполнению предписаний; протоколы совещаний по экологической тематике; сведения государственного статистического наблюдения предприятия (формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС (сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах) и др.); 2 оперативную отчѐтность о выполнении мероприятий и программ в области охраны окружающей среды; расчѐты размера платы за негативное воздействие на окружающую среду; зарегистрированные данные по обучению и подтверждению компетентности персонала; зарегистрированные данные о поверке и калибровке измерительных приборов и оборудования, аттестаты аккредитации лабораторий; первичные регистрационные данные (журналы, акты, протоколы). Внутренняя документация административного управления: технологическая и техническая документация; документация управления персоналом (положения о подразделениях, должностные инструкции и т. п.); документация по делопроизводству; документация в области безопасности гидротехнических сооружений и промышленной безопасности, пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов). Состав документации определяется в зависимости от характера и условий воздействия предприятия (организации) на окружающую среду исходя из прямых указаний в законах и подзаконных нормативных актах на обязательность определѐнных документов, а также исходя из необходимости документального подтверждения выполнения предприятием установленных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. При этом на предприятии могут быть разработаны и использоваться (наряду с обязательной документацией) дополнительные документы (например, специальные инструкции, положения, стандарты организации, правила, методики и т. п.). Ниже приведен типовой перечень документов для предприятия (организации) по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Примечание: Указанный перечень может применяться до 01.01.2015, до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 3 I. ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1. Приказ (распоряжение) руководителя предприятия (организации) и документы (положение, должностная инструкция или иной документ) о назначении лиц и (или) об организации экологической службы (отдела). Основание: ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Приказ (распоряжение) вводится в действие со дня его подписания руководителем предприятия (организации), при этом в приказе учитывается специфика организации природоохранной деятельности, ответственные исполнители в приказе (распоряжении) назначаются, в том числе по отдельным видам работ. 2. Документы (свидетельства о повышении квалификации, удостоверения) о подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Основание: ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. 3. Расчѐт платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, платежные поручения или иные бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Основание: ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 16 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления». В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 4 загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации и рассчитывается только по фактической величине каждого вида негативного воздействия на окружающую среду. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. 4. Мероприятия по охране окружающей среды (план природоохранных мероприятий). Основание: ст. 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Мероприятия по охране окружающей среды разрабатываются ежегодно к началу календарного года индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности и утверждаются руководителем предприятия (организации). Мероприятия отражаются в следующих разделах: охрана атмосферного воздуха; охрана водных ресурсов; охрана недр, земель; обращение с отходами производства и потребления; системы мониторинга и производственного контроля; экологическое просвещение; подготовка кадров. В каждом разделе указываются наименование мероприятия, ответственный исполнитель и срок его исполнения. 5. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. Основание: ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Хозяйствующий субъекты обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В журнале учета проверок инспектором осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. 5 II. ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 1. Приказ (распоряжение) руководителя предприятия (организации) о назначении лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (возможно в составе единого производственного экологического контроля). Основание: ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Приказ (распоряжение) вводится в действие со дня его подписания руководителем предприятия (организации), при этом в приказе учитывается специфика организации деятельности в области охраны атмосферного воздуха. 2. Материалы инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Основание: ст. 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, обязаны обеспечить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух. Требования к порядку и периодичности проведения инвентаризации выбросов установлены Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991). Инвентаризация проводится один раз в пять лет. В случае реконструкции, изменения технологии проводится уточнение данных ранее проведенной инвентаризации. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации. Работа по проведению инвентаризации источников выбросов проводится предприятием самостоятельно либо с привлечением специализированных сторонних организаций. 3. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ). Основание: ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появление или ликвидация источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применение новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. Требования к содержанию проекта нормативов ПДВ и рекомендации по их оформлению содержатся в «Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (введено письмом Минприроды Российской Федерации 05-12-47/4521 от 29.03.2012) и «Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия» (утв. Госкомгидрометом 6 СССР 28.08.1987). Указанные документы должны применяться в части, не противоречащей законодательным и нормативным правовым актам в области охраны окружающей среды. 4. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух. Основание: ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ. Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных ВСВ, срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы. Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов. 5. Временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (при невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух). Основание: ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 7 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183. В случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы. При этом территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: 7 определяют возможные сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ; представляют их на утверждение в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации; устанавливают временно согласованные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. 6. План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов). Основание: ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ, для здоровья человека и окружающей среды разрабатывается и осуществляется план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Форма плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается в соответствии с приложением № 3 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ). При установлении временно согласованных выбросов на период поэтапного достижения территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представляют их на утверждение в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации возможные сроки поэтапного достижения с последующим утверждением соответствующего плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. 7. Документы для предприятий (организаций), имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее – ГОУ). Основание: ст. 16, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 -ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Правила эксплуатации установок очистки газа. Документация для предприятий (организаций), имеющих ГОУ , включает в себя: приказ по предприятию (организации) о назначении лица (лиц), ответственного(ых) за эксплуатацию и обслуживание ГОУ, и о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ; утвержденные инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пуско-наладочной организаций; паспорта установки очистки газа на каждую ГОУ с отметкой о регистрации установки очистки газа в территориальных органах Росприроднадзора; 8 акты осмотра технического состояния ГОУ при обследовании установок очистки газа. (ГОУ должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначенной руководством предприятия); аварийные акты по неэффективным и неиспользуемым ГОУ. 8. Документы по выполнению мероприятий в области охраны атмосферного воздуха, включая мероприятия производственного контроля. Основание: ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране атмосферного воздуха, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Документы по выполнению мероприятий в области охраны атмосферного воздуха включают в себя: материалы аккредитации лаборатории в соответствующей области (при наличии лаборатории на предприятии); договор со специализированной аккредитованной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением копий аттестатов аккредитации лабораторий, заверенной печатью с соответствующей областью аккредитации (в случае невозможности проведения такого контроля силами предприятия); документы, подтверждающие внесение приборов (контрольно -измерительной аппаратуры) в государственный реестр и их своевременную поверку; план-график производственного (лабораторного) контроля за соблюдением нормативов ПДВ, согласованный в составе нормативов ПДВ; результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках в соответствии с планом-графиком (протоколы количественного химического анализа и т.д.); результаты проверки установки очистки газа на соответствие фактических параметров работы установки проектным. Проверка осуществляется не реже одного раза в год, а также в следующих случаях: при работе технологического оборудования на измененном режиме более 3 -х месяцев или при переводе его на новый постоянный режим работы; после строительства, капитального ремонта или реконструкции установки. Результаты проверки оформляются актом (в том числе с протоколами количественного химического анализа) и заносятся в паспорт установки; отчет о ходе выполнения плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в целях достижения нормативов ПДВ. 9. Документы по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды 9 неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) для предприятий, имеющих такие источники выбросов (если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК). Основание: ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Приказ Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам», РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (применяется в части, не противоречащей законодательству). Документация по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ включает в себя: приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещений и введения мероприятий по снижению выбросов; мероприятия по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от предприятия в периоды НМУ (из раздела нормативов ПДВ); журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ. В данном журнале указывают порядковый номер предупреждения (оповещения), передаваемого на предприятие, в какие цеха передана информация и какие конкретные меры по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух приняты на предприятии; документы, подтверждающие получение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями информации о прогнозе неблагоприятных метеорологических условий (договора, соглашения, выписки, акты); документы, подтверждающие проведение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. При возникновении и оповещении о неблагоприятных метеоусловиях ответственные лица предприятия обязаны провести ряд мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух, в соответствии с перечнем утвержденном в нормативах предельно допустимых выбросов. 10. Журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха. Основание: ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». 10.1. Журнал по форме ПОД-1 (учета стационарных источников выбросов и их характеристик). 10 Форма предназначена для источников загрязнения (выделения, выбросов) и их характеристик по цеху (участку) объекта, которые контролируются инструментальным путем, и является первичным документом учета источников. Записи в журнале по форме ПОД-1 ведут на основании и по мере проведения контроля параметров источников загрязнения и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб. Данные журнала ПОД-1 используются для заполнения формы № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». 10.2. Журнал по форме ПОД-2 (учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха). Если документами об установлении нормативов предельно допустимых выбросов не предусмотрены мероприятия по сокращению объемов выбросов, форма ПОД-2 не заполняется. Форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу, если такие мероприятия предусмотрены нормативами предельно допустимых выбросов. Журнал используется при составлении годового отчета по форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». 10.3. Журнал по форме ПОД-3 (учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок). Форма применяется во всех производственных подразделениях предприятия, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки, предназначенные для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой установке. На каждую газопылеулавливающую установку в журнале (форма ПОД-3) отводится отдельный лист. Журнал заполняется ежедневно ответственным представителем подразделения, эксплуатирующего газопылеулавливающую установку (назначенного приказом), и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. Данные журнала ПОД-3 используются при заполнении формы № 2ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». 11. Государственная статистическая отчетность по форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», в том числе по форме 2ТП-воздух (срочная). Основание: ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказ Росстата от 29.08.2014 № 540 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой». Форма № 2-ТП (воздух) составляется за год на основании данных первичного учета, организуемого на предприятии по типовым формам №№ ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», ПОД -2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» и ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок». В отчете отражаются данные по стационарным источникам загрязнения, характеризующие количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и 11 выбрасываемых загрязняющих веществ. Не отражаются данные по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт. Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в течение отчетного периода в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке. В форме приводятся выбросы, как от организованных, так и от неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ. К организованным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам относятся резервуары, источники, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в результате негерметичности (неплотности) технологического оборудования, газоотводов и другие неорганизованные источники. Форма № 2-ТП-воздух (срочная) заполняется и вводится в действие с отчета за первое полугодие 2015 года и включает сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе газообразных и жидких веществ, за первое полугодие отчетного года. 12. Документы по охране атмосферного воздуха при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок (в том числе для предприятий, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили). Основание: ст. 45 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов. Документы по охране атмосферного воздуха при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок включают материалы: ежедневного учета использования указанных средств и установок; ежедневного расхода горючего; пройденного километража; записи результатов проверок на соответствие экологическим требованиям; учета измерений дымности при проверке средств и установок с дизельными двигателями; сведения о государственной поверке приборов контроля дымности и газоанализаторов (в случае проведения замеров силами предприятия) или договор на проведение замеров отработавших газов на дымность и токсичность со специализированной организацией. 12 III. ДОКУМЕНТЫ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ 1. Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена: приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности; инструкциями и регламентами в области обращения с отходами; документы, подтверждающие подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности. Основание: ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I-IV класса опасности, подтверждающие наличие профессиональной подготовки у лиц, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности. Для работы с отходами 5 класса опасности такой подготовки не требуется. Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами. 2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Основание: ст. 11, ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов». Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Инвентаризация - деятельность (может проводиться самим предприятием или с привлечением специализированной организации) по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам. Являясь исходными данными для расчета нормативов образования отходов, а также для определения источников образования отходов и их качественного состава, результаты инвентаризации отходов представляются в составе раздела «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой 13 образуются отходы» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Технический отчет, разрабатываемый в соответствии с главой IV Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703, и представляется в уведомительном порядке в орган, утвердивший нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 . В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности. 3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства). Основание: ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)». Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной 14 деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год. Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). 4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Основание: ст. 19 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов). Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, обязаны быть в наличии: 15 документы, подтверждающие передачу отходов сторонним организациям в течение учетного периода; документы, подтверждающие сбор (прием) отходов в течение учетного периода, с приложением паспортов на отходы I-IV класса опасности (материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности); документы, подтверждающие факты использования, обезвреживания и размещения отходов хозяйствующим субъектом на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период; акты приема отходов, накладные (приходные, расходные, товарнотранспортные и др.), счета-фактуры, при использовании отходов самим хозяйствующим субъектом – данные бухгалтерского учета. 5. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в случае осуществления деятельности). Основание: ст. 9 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 12 Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности». Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I -IV класса опасности подтверждает право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) и является документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в соответствии с действующим законодательством. 6. Паспорта (свидетельства) опасных отходов. Основание: ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов». Паспорт опасного отхода – это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт установленной формы. Заверенную хозяйствующим субъектом копию паспорта, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида 16 отхода к конкретному классу опасности направляют в территориальный орган Росприроднадзора. Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов. 7. Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Основание: ст. 69 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 № 828 «Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) и формированию официальной статической информации», Приказ Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления». Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления по итогам отчетного года. Статистическая отчетность 2-ТП (отходы) составляется на основании данных проводимого учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды. 8. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Основание: ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя мониторинг, аналитический контроль и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами. 9. Объекты размещения отходов (при их наличии). Основание: ст. 1, 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». 17 Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, являющийся частью государственного кадастра отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49. Информация об объекте размещения отходов направляется в Росприроднадзор для присвоения номера объекту размещения отходов и принятия правовых актов о включении указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. 10. Требования к транспортированию отходов. Основание: ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования. Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 18 IV. ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 1. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС). Основание: ст. 19, 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей». Нормативы качества воды водного объекта включают: общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования; перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования; нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций–водопользователей, а так же абонентов организаций, осуществляющих водоотведение в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» и от 30.04.2013 № 393 «Об утверждении правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Разработка величин НДС осуществляется как организациейводопользователем, так и по его поручению проектной или научноисследовательской организацией. НДС разрабатываются на пять лет. 2. Договор водопользования. Основание: ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования». Водные объекты или их части предоставляются в пользование для: забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 19 использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии. Подготовку и заключение договора водопользования по установленной форме на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя на территории Ростовской области осуществляет министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области – уполномоченный орган исполнительной власти в соответствие с переданными полномочиями Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением подготовки и заключения договоров водопользования Цимлянским водохранилищем, Пролетарским водохранилищем и Таганрогским заливом Азовского моря, права пользования которыми оформляются в территориальном органе Федерального агентства водных ресурсов – в Донском бассейновом водном управлении, а так же органы местного самоуправления – в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования (пруд, обводненный карьер), расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности муниципального образования, физического лица, юридического лица. 3. Решение о предоставлении водного объекта в пользование. Основание: ст. 21 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование». На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных, в том числе дренажных вод; строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами; строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; подъема затонувших судов; сплава древесины в плотах и с применением кошелей; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); 20 организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов; забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства). Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование, на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. По месту расположения водного объекта: а) предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации; б) предоставление в пользование водоемов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации, или частей таких водоемов, а также морей или их отдельных частей осуществляется на основании решения Федерального агентства водных ресурсов или его территориального органа; в) предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в а) и б), а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; г) предоставление в пользование водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. 4. Ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества. Основание: Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2000 № 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества». Настоящий Порядок определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета. 5. Отчѐт о результатах регулярных наблюдений за водным объектом и водоохранной зоной. Основание: Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 №30. Ежегодное представления в Донское бассейновое водное управление отчѐта о результатах регулярных наблюдений за водным объектом и водоохранной зоной в срок до 15 марта. 21 6. Договор горячего и(или) холодного водоснабжения. Основание: ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 642 «Об утверждении правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83», Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». По договору горячего и(или) холодного водоснабжения (далее - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее и(или) холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и(или) техническую воду, установленного качества в объеме, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Существенными условиями договора водоснабжения являются: предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям); сроки осуществления подачи воды; качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения; порядок контроля качества воды; условия прекращения или ограничения подачи воды; порядок осуществления учета поданной воды; сроки и порядок оплаты по договору; границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей; права и обязанности сторон по договору; ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения; порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору; порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды; 22 иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение и(или) холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения. Договоры водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения и типовым договором холодного водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. 7. Договор водоотведения. Основание: ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Существенными условиями договора водоотведения являются: предмет договора, режим приема сточных вод; порядок учета принимаемых сточных вод; условия прекращения или ограничения приема сточных вод; места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации; порядок декларирования состава и свойств сточных вод (для абонентов, которые обязаны подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод); порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются такие нормативы или лимиты), требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; сроки и порядок оплаты по договору; права и обязанности сторон по договору; ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором; порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору; 23 границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей; порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и приборам учета сточных вод в целях определения объема отводимых сточных вод, их состава и свойств; иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоотведения. Договоры водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации. 8. Годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды». Основание: Приказ Росстата от 19.10.2009 № 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды». Сведения об использовании воды по форме № 2-ТП (водхоз) предоставляют все юридические лица и индивидуальные предприниматели: осуществляющие сброс (отведение) сточных вод; осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов); получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции; получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции; имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды. При составлении отчета указывают общие объемы забранной и полученной воды, объемы использованной воды хозяйствующим субъектам, объемы переданной воды для обеспечения холодной и горячей водой населения и потребителей, которые самостоятельно не отчитываются по форме № 2-ТП (водхоз). Сведения предоставляются за отчетный год в территориальные органы Росводресурсов по месту деятельности хозяйствующего субъекта – в Донское бассейновое водное управление до 22 января. 9. Плата за пользование водным объектом. Основание: ст. 20 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Постановление правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной 24 собственности», Постановление правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 764 «Об утверждении правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов: стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов; дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна; равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года. Платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части. Плата вносится по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. Платежным периодом признается квартал. 10. Охрана водных объектов. Основание: гл. 6 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74ФЗ, Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». 10.1. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы. Собственники водных объектов обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными законами. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. 10.2. При наличии очистных сооружений необходимы: проектная документация на очистные сооружения с положительным заключением государственной экспертизы; при наличии лаборатории на предприятии - положение о лаборатории, паспорт лаборатории, аттестат аккредитации, свидетельства о проверке средств измерений органами государственной метрологической службы; 25 договор со специализированной аккредитованной лабораторией на выполнение анализа качества сточных вод с аккредитованной лабораторией с приложением копий аттестатов аккредитации лабораторий, заверенной печатью с соответствующей областью аккредитации (в случае невозможности проведения анализа силами предприятия); результаты лабораторного контроля качества сточных вод (акты отбора проб и журналы их регистрации, журналы результатов контроля качества сточных вод). 10.3. Гидротехнические сооружения (при наличии). Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: разработать проектную документацию на строительство гидротехнического сооружения, включающую декларацию безопасности гидротехнических сооружений; получить заключение экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и осуществлять меры по обеспечению их безопасности; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. V. ДОКУМЕНТЫ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ Основание: Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Постановление Правительства Ростовской области от 29.03.2012 № 248 «Порядок предоставления недр в пользование, а также пользования недрами, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр», Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 73 «Об утверждении «Инструкции по производству маркшейдерских работ» (вместе с «РД 07-603-03...»), Постановление Росстата от 04.06.2007 № 43 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых», Постановление Госкомстата России от 13.11.2000 № 110 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды», Постановление Госкомстата России от 18.06.1999 № 44 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического 26 наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием». Документом, удостоверяющим право владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий является лицензия на пользование недрами и приложение к ней. На предприятии при проведении работ в сфере недропользования обязана быть в наличии документы (материалы), подтверждающие выполнение каждого пункта Лицензионного соглашения, в том числе: заключение государственной экспертизы запасов полезного ископаемого; утвержденный проект разработки Лицензионного участка; утвержденное заключение экспертизы проекта (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); протокол согласования проектной документации; горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода; планы развития горных работ, протоколы согласования данных планов органом, исполняющим функции государственного горнотехнического надзора; документы, подтверждающие право пользования земельными участками, занятыми под недропользование, а также сведения о категории указанных земельных участков; материалы годовой отчетности в ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по ЮФО» и Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области по формам: 2-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых», 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче»; материалы ежеквартальной официальной информации в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области о выполнении условий лицензионного соглашения; документы по оплате налога на добычу полезных ископаемых; лицензия на проведение маркшейдерских работ или договор со сторонней организацией (предпринимателем), имеющих лицензию, на проведение данного вида работ; акты маркшейдерских замеров, книга учета движения горной массы как материалы достоверного учета извлекаемых из недр полезных ископаемых, документы оперативного учета добычи полезных ископаемых; журнал маркшейдерских указаний. 27
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2010, N 9 Функции эколога производственного предприятия: особенности составления должностной инструкции Статья раскрывает особенности составления должностной инструкции эколога. По каждому из выделенных в статье блоков функциональных обязанностей приведены примеры и пояснения, с тем чтобы сделать понятной сферу деятельности эколога для представителей кадровой службы.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
- Открыть в формате WORD Должностная инструкция инженера по охране приказом директора предприятия по представлению начальника отдела охраны за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, участие в работе комиссий по проверке деятельности предприятия.
- Подходить к написанию должностной инструкции эколога соответствия деятельности предприятия природоохранным нормам. Эколог как лицо, официально ответственное за охрану окружающей среды на предприятии. Усманова Н. Р. Должностные инструкции руководителей.
- Деятельность по охране окружающей среды и обеспечению документы ( положение, должностная инструкция или иной документ) о руководителем предприятия (организации), при этом в приказе природоохранной Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений.
Инструкция Порядок представления информации руководителю юридического лица, осуществляющему Порядок действий должностного лица, ответственного за В своей деятельности эколог предприятия руководствуется вести учетную и иную природоохранную документацию.
Имеющиеся лицензии на осуществление видов деятельности приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за должностные инструкции для персонала, обслуживающего этим органом ( должностным лицом) его законной деятельности, к Вам руководителя Службы.

Должностная инструкция для лиц, ответственных за исправное состояние. природоохранной деятельности Факты нарушения законодательства об охране Руководитель предприятия на основании ходатайства начальника.
